Эволюция глобальной экологической концепции Римского клуба

Жизнь человека, как и любого другого организма на земле обеспечивается непрерывным обменом веществом и энергией с природной средой. Формой существования человека как вида является социальная организация - этнос, которая определяет его жизнь в гораздо большей степени, чем любого другого вида животных. Этнос – это культурно-историческая общность людей, объединенных единым типом взаимоотношений, как с окружающей природой, так и с другими аналогичными общностями, которые психологически воспринимаются как «не такие как мы». В какой-то мере этнос может временно совпадать с государством, нацией, но как один этнос может существовать в форме многих государств, так и одно государство может объединять несколько этносов.

В истории разных этносов возникали достаточно трагичные ситуации, когда установившиеся способы ведения хозяйства, то есть обмена веществом и энергией с природной средой, приводили к истощению природных условий, либо из-за роста численности людей и превышения уровня эксплуатации экосистем. Но такие кризисы отношений человека и природы носили местный характер и практически не отражались на ходе биосферных процессов. Только в ХХ веке, когда суммарная хозяйственная активность человечества, прогрессивно увеличивающего свою численность, так и масштабы использования энергии, переработки природных материалов, вовлечения все новых территорий в сельскохозяйственное производство, появилась опасность возникновения экологического кризиса всепланетного масштаба.

Большой вклад в понимание этой опасности внесла работа международной неправительственной организации, так называемого «Римского клуба», созданного в 60-е годы по инициативе Аурелио Печчеи. В Римском клубе был разработан ряд последовательно уточняющихся моделей, исследование которых на ЭВМ позволило рассмотреть некоторые сценарии развития будущего Земли и судьбы человечества на ней. Результаты этих работ встревожили весь мир. Стало ясно, что путь развития цивилизации, ориентированный на постоянное увеличение производства и потребления, ведет в тупик, поскольку не согласуется с ограниченностью ресурсов на планете и возможностями биосферы перерабатывать и обезвреживать отходы промышленности. Эта угроза биосфере Земли вследствие нарушения устойчивости экосистем получила название Экологического кризиса.[1]


    Другое по экологии

    Эргономика
    По мере перехода к комплексной автоматизации производства возрастает роль человека как субъекта труда и управления. Человек несет ответственность за эффективную работу всей технической системы и допущенная им ошибка может привести в некоторых случаях к очень тяжелым п ...