Ядерная энергетика России неизвестное об известном

В настоящее время доля атомной энергии в общем энергобалансе России составляет чуть более 4%. В ближайшие 8 лет предполагается инвестировать 9 млрд долл. (280 млрд руб.) в строительство и планирование более 60 новых реакторов. Своих средств в ядерном секторе энергетики на это нет. На сегодня ежегодные поступления от работы атомных станций составляют около 1,5 млрд долл., большая часть которых идет на оплату топлива, эксплуатацию действующих АЭС, инвестиции в их радиационную безопасность и т. д. (эта сумма не включает скрытые субсидии в ядерную энергетику). Поэтому Минатом вынужден искать дополнительные источники финансирования программы строительства и планирования новых реакторов, а также программы по обращению с радиоактивными отходами, полученными в результате деятельности атомных станций.

В 2000-2001 гг. руководство ядерного ведомства начало активно пропагандировать проект по ввозу в Россию 20 тыс. т. отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) с иностранных АЭС, за что предполагалось выручить 20 млрд долл. По подсчетам Минатома, чистая прибыль от реализации проекта составила бы несколько миллиардов долларов. Она, как не раз официально обещали «атомные» чиновники, должна была пойти на финансирование экологических и социальных программ. Однако затраты только на строительство нового завода по переработке иностранного ОЯТ и сама переработка, не учитывая транспортировку и хранение, превысят предполагаемую прибыль. Об этом должностные лица Минатома умолчали и ввели тем самым в заблуждение политическое руководство страны, депутатов и общество в целом.

В сфере финансовой деятельности Минатома выявлены многочисленные нарушения. В период с 1998 по 2000 гг. Министерством в рамках международной помощи было получено более 270 млн долл. Счетной палате РФ не удалось найти документально подтвержденную отчетность по расходованию этих средств. Пользуясь служебным положением, высшие должностные лица Министерства создавали коммерческие предприятия с привлечением сотрудников своего ведомства, основная целью которых – прибыль и коммерческая выгода.

В последнее время проблема терроризма стала для нашей страны более чем актуальной. По официальным данным, в физической защите ядерных объектов имеются серьезные недостатки, что значительно повышает риск проникновения на их территорию террористов. После трагических событий в Москве в октябре 2002 г. нельзя гарантировать, что в следующий раз целью террористов не станет ядерный объект. В этой ситуации игнорировать вопрос о защите ядерных объектов - значит подвергать реальной опасности жизни миллионов. Тем не менее, никаких ощутимых мер по усилению охраны ядерных объектов не предпринимается. Такая политика создает прямую угрозу национальной безопасности России.

Роль человеческого фактора в сфере атомной промышленности крайне велика. Зачастую от действий всего одного человека зависит безопасность и здоровье миллионов людей. Социальная обстановка и здоровье персонала на объектах повышенного риска вызывают обеспокоенность уже не только медиков. В 1999 г. в закрытом городе Озерске (завод по переработке ядерных материалов «Маяк») выявлен самый высокий в России уровень роста наркомании. Количество заболевших СПИДом в закрытом городе Сосновый Бор (Ленинградская АЭС) превысил аналогичный показатель по Ленинградской области. За последние 5 лет рост заболеваемости злокачественными новообразованиями среди работников Минатома составил 28%. Распространенность врожденных аномалий среди детей в возрасте до 14 лет, проживающих в закрытых городах, вдвое выше среднего значения по России.

Настоящий сборник составлен в надежде, что изложенные в нем факты помогут критически оценить деятельность одного из самых закрытых министерств России – Министерства по атомной энергии. Собранные данные получены из открытых и официальных источников и заслуживают самого пристального внимания.

«Там (военные реакторы на производственном объединении «Маяк» - прим. авт.) не было ни одной аварии потому, что была строжайшая дисциплина. Та же «Аннушка» была пущена в 1948 году, и она хорошо отработала свое. Это и подтолкнуло к созданию РБМК (тип реактора на Чернобыльской АЭС - прим. авт.) как основы атомной энергетики в СССР. Но забыли о технологической и производственной дисциплине, вот и расслабились ученые…»

Из интервью министра по атомной энергии РФ

А.Ю. Румянцева «Литературной газете»

№11 (5871) 20 марта - 26 марта 2002 г.


    Другое по экологии

    Влияние транспорта на окружающую среду
    Против природы на авто. Авиация и ракетоносители. Загрязнение окружающей среды судами. Декларация и Общеевропейская программа по транспорту, Охране окружающей среды и здоровья. Транспортный комплекс , в частности в России, включающий в себя автомобильный, морской, ...