Регламентация лицензирования деятельности

Отходы образуются в процессе любой деятельности человека, в быту, на производстве, в учреждениях и на транспорте. Таким образом, согласно положениям закона "Об отходах производства и потребления" и утверждению, что все отходы опасные, следует, что лицензию на обращение с опасными отходами должны иметь все юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Постановление Правительства №135 от 11 февраля 2002 года "О лицензировании отдельных видов деятельности" определяет лицензирующие органы и общие требования к порядку выдачи лицензий. В частности за лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами отвечает МПР России.

Постановление Правительства №340 от 23 мая 2002 года "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами" и Приказ МПР России №451 от 18 июля 2002 года "О лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами" устанавливает лицензионные требования к предприятиям, деятельность которых связанна с обращением опасных отходов, перечень предоставляемых документов, и требует проведение экологической экспертизы намечаемой деятельности. Приказом МПР РФ №483-р от 2 декабря 2002 года утверждены "Методические рекомендации по организации лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами на территории Российской Федерации".

В связи с тем, что понятие "опасные отходы" сформулировано недостаточно четко, а Правил отнесения отходов к конкретному классу опасности до сих пор нет, деятельность по обращению с опасными отходами также не может быть однозначно сформулирована и описана. По сути, лицензированию подлежит деятельность, связанная с обращением опасных отходов, на которые составляется "Паспорт опасного отхода", фактически, этот документ является признанием отхода опасным.

Постановление Правительства №552 от 23 июля 2002 года "Об утверждении положения о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов" устанавливают требования к предприятиям, занимающимся вторичными цветными металлами.В частности, лицензионные требования определяют минимальное техническое оснащение предприятия и необходимую квалификацию персонала. Определением Верховного Суда РФ от 06.02.2003 N КАС 03-24 вынесено решение, которым абзац 4 подпункта "б" пункта 4, устанавливающий в качестве лицензионного требования и условия наличие на каждом объекте пакетировочного пресса, признан противоречащим федеральному закону и не действующим со дня вынесения определения.

Постановление Правительства №553 от 23 июля 2002 года "Об утверждении положения о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов" устанавливают требования к предприятиям, занимающимся вторичными черными металлами. Положение не распространяется на оптовую торговлю ломом черных металлов (транзитные поставки).

Лицензионные требования к деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных и цветных металлов накладывают существенные ограничения для предприятий малого бизнеса. В случае, когда юридическое лицо или индивидуальный предприниматель занят только сбором металлолома, ему согласно лицензионному требованию вменяется иметь производственные площади, ломоперерабатывающее оборудование и лабораторию, что для этого вида деятельности ненужно. Эти ограничения также тормозят развитие раздельного сбора бытовых (коммунальных) отходов, таких как бытовая техника, отработанные аккумуляторы и элементы питания, электроника и пр.

Выводы

Сложившаяся в Российской Федерации система государственного регулирования не выделяет переработку вторичных ресурсов в качестве автономного объекта государственного управления. Исключение составляют черные и цветные, обращение с которыми требует лицензирования.

В этой связи, на обращение со вторичными ресурсами распространяется требования нормативно-правовых документов, регламентирующих обращение с отходами в целом.

Законодательство Российской Федерации не обязывает использовать отходы производства и потребления в качестве вторичных ресурсов, хотя статья 3 Закона "Об отходах производства и потребления" декларирует в качестве государственного принципа использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот. Лицензионные требования накладывают ограничения на развитие заготовки вторичных ресурсов, требуя от заготовителей иметь производственные мощности для переработки вторичных ресурсов. Особенно это касается сбора и заготовки вторичных черных и цветных металлов. Необоснованным полагается передача всех полномочий по вовлечению вторичных ресурсов в хозяйственный оборот местным органам самоуправления, т.к. их ресурсные возможности не соответствуют масштабам проблемы. При этом сбор вторичных ресурсов из рассеянных источников не развивается, а в ряде регионов такие работы финансируются из бюджета.

Перейти на страницу: 1 2


Другое по экологии

Радиационно опасная Мурманская область России
Мурманская область является уникальным регионом России по концентрации ядерно- и радиационно опасных объектов, что имеет свою историю. Береговая техническая база, расположенная на берегу губы Андреева Мотовского залива, созданная в 60-е годы для обеспечения эксплуатаци ...