Человек творчество, интеллект, характер

Коснемся теперь стиля поведения личности, во многом определяющегося ее характером, темпераментом.

Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, проявляющееся в привычных формах поведения человека, его поступках.

Физиологическая основа характера - сплав определенного типа нервной системы и сложных устойчивых временных связей, выработанных в процессе и в результате индивидуального жизненного опыта и воспитания. Одним из свойств характера является темперамент - индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения.

Темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности, в поступках человека. Есть различные подходы к оценке темперамента. В соответствии с идеями И.П.Павлова, различают четыре типа темпераментов.

1 - сильный, уравновешенный, подвижный - ("живой", по И.П.Павлову) - сангвинический тип, свойственный людям деятельным, жизненно активным в пределах разумного.

2 - сильный, уравновешенный инертный - ("спокойный" по И.П.Павлову) - флегматичный тип, свойственный людям мало активным, подчас равнодушным.

3 - сильный неуравновешенный, с преобладанием возбуждения ("безудержный" по И.П.Павлову) - холерический тип, свойственный людям эмоциональным, нередко задумывающимся над своими поступками после их совершения.

4 - слабый ("слабый" по И.П.Павлову) - меланхолический тип, проявляющийся в равнодушии, социальной инфантильности, лености.

Важно знать черты своего характера, его темперамент, чтобы в конкретных жизненных ситуациях контролировать свое поведение. Корректировать в возможных пределах нежелательные черты своего характера. Эти же знания необходимы для анализа и понимания поступков других людей, с которыми приходится иметь дело.

Большое значение имеют такие свойства характера или человеческой души, как благородство, откровенность, сдержанность, гордость.

Благородство по В.Далю – качество человека, "поступки, поведение, понятия и чувства […которого] согласные с истиною честью и нравственностью". Отсюда, благородство самым непосредственным образом бывает связано с бескорыстием. Порой благородство проявляется в тайном самопожертвовании, не думающем заявлять громко о своем подвиге и не требующем ответной благодарности. В другом случае благородство принимает форму повышенного внимания к чужому несчастью, к инвалидам и лицам, отверженным обществом. Оно же побуждает прощать нанесенные обиды, не отвечать злом на зло и отказываться в пользу других от своих прав. Благородный, порядочный человек не будет злословить, сплетничать, говорить о людях за глаза то, чего нельзя сказать им прямо в лицо. Он верен данному слову, никогда не позволит себе грубого обращения с людьми, даже с теми, с которыми ему пришлось разойтись вследствие несовпадения идейных убеждении или жизненных интересов. Он деликатно оберегает самолюбие даже своих врагов и удерживается от причинения им вреда и неприятностей. Наконец, все то же чувство благородства удерживает, его в границах умеренности в минуты наслаждения. Самым великодушным человеком следует признать того, кто, несмотря на веские основания быть недовольным своими ближними, все-таки остается расположенным к ним и даже жертвует собой во имя их блага.

Благородство всегда сочетается с откровенностью, в свою очередь являющееся следствием чистоты человеческой души, не боящейся обнаружить свои качества, или следствием твердости характера человека, уверенного в правоте своих взглядов и потому мало заботящегося о том, что о нем будут думать и говорить другие. К сожалению, доброжелательность к людям ныне столь мало заметна, что откровенность зачастую является опасным качеством для тех, кто ею обладает.

Природа в достаточной мере наделила большинство людей готовностью считать себя выше других. Как сказал поэт, Мы почитаем всех нулями, А единицами себя…

Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на многих своих знакомых и близких: мы непременно увидим, что многие из них ценят себя выше того, что стоят в действительности. Это непременно приводит к мысли о том, что мы сами тоже не свободны от этого недостатка.

Если считать прямым следствием слишком высокого мнения о себе гордость, а по В.Далю "гордый – надменный, высокомерный, кичливий; надутый, … кто ставит себя самого выше прочих", то найдется нимало знакомых вам людей, кто не был бы заражен ею. Каждый из нас непременно смотрит на себя как на замечательного в каком-то смысле человека. При этом предмет собственного почитания могут составлять как черты своего характера, поведения, образа жизни, профессиональные качества, которые отличают или выделяют нас из нашего окружения. И как бы много ни было на свете людей ничтожных или глупых, ни один из них наверняка добровольно не поставит себя в этот ряд. Заносчивый часто отличается от скромного только тем, что говорит громко то, что тот думает, и выставляет напоказ то, что скромный скрывает.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5


Другое по экологии

Антропогенные факторы загрязнения реки Ляля Свердловской области (Научно-практическая работа). 2010. 22 стр.
Вода – самый драгоценный минерал на Земле. Без нее не может обойтись ни одно живое существо. Всем известно, что человек состоит из 80% жидкости и для любого из нас важно, что бы вода, которая поступает в наш организм из вне, не шокировала его вредными веществами. ...