Физико-механические воздействия, полностью разрушающие биогеоценозы

Эти факторы, затрагивающие и абиотическую среду экосистем, возникают при отсыпке кустовых оснований, прокладке дорог и нефтегазопро-водов, эксплуатации карьеров при добыче строительных материалов и других видов работ, связанных со срезкой, рыхлением и перемещением грунта.

Дороги. Прокладка дорог различного назначения на территории нефтегазового комплекса привела на значительных пространствах к изменению режима поверхностного и грунтового стоков. Перехват стока вод привел к усиленному обводнению прилегающих к дорогам участков и вымочке лесов. Об этом свидетельствуют широко распространенные участки высохшего леса, приуроченные к искусственно обводненным территориям. Этот отрицательный эффект вызван только пренебрежением знаниями о тонких механизмах гидрологических процессов, неучтенных при проектировании и строительстве магистральных сооружений. Исправить просчеты, допущенные при строительстве дорог, можно, что во многих случаях и делается. В местах подтопления прокладывают дренажные трубы, пытаясь реанимировать некогда залесенные земли. Но к сожалению, это не способствует быстрому возвращению леса. Видимо, преобразование среды обитания леса в этих местах настолько сильное, что такими простыми и запоздалыми мероприятиями уничтоженные леса теперь не восстановить. Необходимы специальные научно обоснованные технологии по рекультивации этих земель, разработкой которых никто пока не занимается. Следует отметить, что местные природоохранные службы и не ставят задачу восстановления этих лесов перед теми, кто допустил их уничтожение. При этом, также никто не скажет сейчас сколько вымоченных лесов возникло на территории нефтегазового комплекса, продолжается ли процесс высыхания лесов и какие перестройки следует ожидать в структуре растительного покрова, прилегающего к дорогам. Теперь эти высохшие леса, затопленные водой, будут долго напоминать новым поколениям о безответственности и вседозволенности временщиков, вторгшихся с могучей техникой в нетронутые территории Западной Сибири.

Наряду с вымочкой лесов прокладка дорог вызвала интересный эффект, который должен быть оценен и использован в решении различных экологических проблем таежных территорий. При возведении полотна дороги в результате срезания грунта и его перемещения полностью преобразуется природная среда территории, прилегающей к насыпи дороги. Поверхностный слой отложений часто замещается новыми видами вскрытых рыхлых отложений, характеризуется полностью отсутствием почвы и мел-когривным рельефом. Как выяснилось, эти территории повсеместно активно заселяются древесными растениями вопреки отсутствию почвы. На них начинают развиваться лесные сообщества по фоновой схеме послепо-жарного развития. Сейчас прилегающая зона старых дорог, их откосы, сплошь покрыты молодыми насаждениями, по продуктивности и обилию видового состава не уступающими окружающим лесам. Этот лесообразо-вательный процесс особенно активно осуществляется на суглинистых и супесчаных почвах. Видимо успешность лесовозобновления связана с улучшением теплофизических свойств грунтов в результате разрушения лесной подстилки, улучшением дренажа и увеличением рыхлости геологического субстрата.

На песчаных крупнозернистых почвах, особенно в .районах северной тайги, лесовозобновление, наоборот, замедленно. Это связано, скорее всего, с водной и ветровой эрозией, не позволяющей закрепиться и прорасти семенам древесных растений.

Еще одно из отрицательных последствий строительства дорог - овраги, которые часто возникают на скло-новых формах рельефа. Уничтожение леса вблизи дороги и перемещение грунта на склонах вызывает активные процессы водной эрозии рыхлых отложений, что приводит к образованию оврагов. Конечно они должны быть закреплены или ликвидированы. Для этого есть наработанные технологии и решить эту проблему несложно. При строительстве новых дорог на склонах вблизи полотна нежелательно убирать лес и проводить землеройные работы на больших площадях. Полотно дороги следует насыпать только привезенным грунтом.

Местные природоохранные службы считают, что дороги, сооруженные гидронамывом, являются исключительно опасными для природной среды. Это утверждение слишком категорично, поскольку этот вопрос еще не исследован. Наоборот, проложенные на заболоченных территориях с соблюдением всех требований к строительству водопропускных сооружений, они вызовут положительные эффекты. Пологие протяженные откосы со временем покроются лесными насаждениями во много раз более продуктивными и богатыми по видовому составу, чем те, которые будут уничтожены полотном дороги. При этом, можно ускорить процесс заселения лесной растительностью. Для чего на краях насыпи, вдоль дороги, желательно создать гривный рельеф, перемешав намывной грунт с торфяной залежью. На этом субстрате поселение лесной растительности будет происходить активнее, чем на поверхности чистого песчаного субстрата. Никакого вреда для болотных экосистем и заболоченных лесов не будет, если часть их площадей будет отторжена под суходольные леса, которые непременно возникнут даже без вмешательства человека на дренированной насыпи полотна дороги. При этом, по краю широкой насыпи таких дорог могут быть проложены трубы для транспортировки нефти и газа, что позволит оперативней, чем на болотах, ликвидировать аварии на трубопроводах. От таких дорог больше выгоды, если прокладывать их путем прямого гидронамыва, примыкая к суходольным лесным участкам. Этот прием не только не вызовет обводненность территории, а в малолесных районах даже позволит увеличить ее лесистость. Оставляемые же на месте карьеров водоемы, более насыщенные кислородом, чем окружающие озера, становятся привлекательными для рыбы и она использует их для отстоя в зимнее время.

Перейти на страницу: 1 2 3 4


Другое по экологии

Биологическое разнообразие природных сообществ
По определению, данному Всемирным фондом дикой природы (1989), биологическое разнообразие – это “все многообразие форм жизни на земле, миллионов видов растений, животных, микроорганизмов с их наборами генов и сложных экосистем, образующих живую природу”. Таким образом, ...