Дисконтирование.

Проблема дисконтирования и определения величины коэффициента дисконтирования (ставки дисконта) носят дискуссионный характер в литературе. Очевидно, что чем данный коэффициент выше в приведенных формулах ((3.1) – (3.6)), чем больше мы ценим современные деньги и нынешние выгоды, тем меньше значение имеют будущие выгоды, затраты, ущербы. Применение высоких ставок дисконта способствует стремлению к сверхэксплуатации природных ресурсов для получения быстрой отдачи. Тем самым при принятии экономического решения отдается приоритет максимизации сегодняшнего благосостояния. И соответственно, минимизируются будущие выгоды и возможные ущербы, что свойственно экологическим проектам или программам с их отдаленными эффектами и выгодами. Например, с позиции традиционного подхода «затраты – выгоды» такое экологическое мероприятие, как посадка леса, оказывается малоконкурентным, т.к. срок реализации лесных проектов составляет 50 – 70 лет, а ждать, пока деревья вырастут до полной спелости, надо десятилетия. В свою очередь, проекты или программы, которые могут в отдаленной перспективе принести огромные потери и вред природе, могут при традиционных подходах оказаться эффективными в силу значительного снижения будущих затрат.

Современные ставки дисконта, используемые международными организациями, многими банками, достаточно велики и составляют 8 – 12%. В литературе часто говорят о тирании и дискриминации будущего при использовании стандартных методов дисконтирования. Такой подход неадекватен концепции устойчивого развития с ее приоритетами учета долгосрочных последствия, интересов следующих поколений.

Можно по-разному решать проблему дисконтирования в охране окружающей среды. В нашей стране в официально принятых в 70-е – 80-е годы «методиках определения эффективности капитальных вложений» для различных отраслей экономики устанавливались различные коэффициенты дисконтирования, что дало конкурентными социально и экологически важные проекты. Например, для лесных проектов этот коэффициент устанавливался равным 0,03 (если капитальные вложения окупаются меньше, чем за 33 года, проект принимается). В среднем по экономике требования прибыльности мероприятий были гораздо жестче: показатель дисконтирования был в 4 раза выше (0,12) при максимальном сроке окупаемости капитальных вложений, равного 8 годам.

В настоящее время в мире используется ряд методов и подходов к преодолению «дискриминации дисконтирования» по отношению к экологическим проектам. Важное значение имеет получение как можно более полной экономической оценки ценности природных благ и услуг, что существенно влияет на показатели затрат и выгод. Большую роль может играть тщательный учет будущих экологических рисков и неопределенности, что снизит привлекательность проекта с неявными экологическими последствиями. В некоторых странах государство задает более низкие ставки дисконта по сравнению с частным сектором и среднемировым. Например, в Великобритании министерством финансов установлена требуемая норма прибыли в размере 6% для государственных инвестиций.

Одним из подходов для определения эффективности инвестиции и выгодности проекта или программы в охране окружающей среды может служить отечественная методика приведенных затрат. В определенной степени ее аналогом в различных странах является подход затраты – эффективность. В этих подходах не ставится задача определить эффект, выгоды, эколого-экономический ущерб от реализации мероприятия для последующего сопоставления с затратами. Главное – найти такой вариант развития, который бы минимизировал затраты для достижения заранее поставленной цели. Важны только цель и требуемые для ее достижения затраты. Такие методы удобны в случаях, когда определить или идентифицировать экономические выгоды или эффекты от реализации проекта сложно, однако цель проекта важна для общества. В первую очередь это относится к экологическим и социальным проектам. В соответствии с методикой приведенных затрат среди нескольких проектов выбирается проект, удовлетворяющий следующему условию:

Перейти на страницу: 1 2 3 4


Другое по экологии

Концепция развития рынка вторичных ресурсов
Концепция развития рынка вторичных ресурсов (далее Концепция) разработана во исполнение п. 2.3. решения Коллегии Минпромнауки России от 25 июня 2003 г. по вопросу «Концептуальные основы создания в Российской Федерации системы использования вторичных ресурсов». Конц ...