Наличие технологий и экономическая эффективность проекта ввоза зарубежного ОЯТ

Комментарий авторов

Любые технологии в конечном итоге приводят к образованию огромного количества жидких радиоактивных отходов, по объему в тысячи раз превышающих ОЯТ, подлежащий переработке. Большая часть объема этих отходов закачивается под землю или сбрасывается в открытый водоем.

Из технико-экономического обоснования законопроектов, связанных с расширением участия России на мировом рынке облученного ядерного топлива, Минатом РФ, 2000 г. (материал подготовлен по поручению авторов законопроектов специалистами ГИ «ВНИПИЭТ», ГНЦ РФ ВНИИНМ

им. А.А. Бочвара, Радиевого института им. В.Г. Хлопина, Минатома России и РНЦ Курчатовский институт по данным проектно-сметной документации, разработанной в 1998-2000 гг.) [16]

Таблица 5. Динамика расходов на обращение с зарубежным ОЯТ

Годы Научно-исследовательские работы

Расход нарастающим итогом, млн долл.

2002 15

2006 60

2011 90

2016 150

Комментарий авторов

Из приведенной таблицы следует, что разработка технологий займет, как минимум, 14 лет и потребует 150 млн долл., что означает отсутствие «разработанных уникальных технологий».

Из письма начальника Госатомнадзора Ю.Г. Вишневского министру РФ по атомной энергии А.Ю. Румянцеву № 7-35/518 от 31.05.02 [19].

Госатомнадзор России рассмотрел представленные с Вашим письмом проект «Анализа организации и эффективности работ по выполнению действующих международных соглашений Российской Федерации, связанных с ввозом, хранением и переработкой облученного ядерного топлива (ОЯТ) зарубежных ядерных реакторов» и проект сопроводительного письма М.М. Касьянова на имя В.В. Путина и сообщает, что указанные документы не могут быть согласованы по следующим причинам.

В Анализе неверно сделан вывод о наличии в Российской Федерации необходимых для приема отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) зарубежных ядерных реакторов административных и технических возможностей, а также достаточной регулирующей основы, некорректно рассчитана прибыль от приема ОЯТ, содержится ряд недостоверных утверждений. Для обеспечения регулирующей основы приема из-за рубежа ОЯТ необходимо дополнительно принять Объединенную конвенцию о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, а также разработать и ввести в действие установленным порядком ряд федеральных норм и правил, регулирующих безопасность при транспортировании ОЯТ, его хранении, переработке, а также при обращении с продуктами переработки ОЯТ и в случае аварийных ситуаций при обращении с данными материалами.

Для создания необходимых административных возможностей следует на законодательном уровне решить вопрос о регулировании отношений в области обращения с радиоактивными отходами, в том числе об экономической основе этих отношений. На заводе РТ-1 ПО «Маяк», где в настоящее время осуществляется промышленная переработка ОЯТ, отсутствуют технические возможности, обеспечивающие надлежащее обращение с радиоактивными отходами в соответствии с установленными законодательными и нормативными требованиями в области использования атомной энергии, радиационной безопасности населения и защиты окружающей среды…

В отношении состояния безопасности при транспортировке ОЯТ неправильно утверждается о том, что все транспортные упаковочные контейнеры были испытаны и полностью отвечают требованиям МАГАТЭ, сделана неверная ссылка на национальные правила (ПБТРВ-73), не отмечено отсутствие транспортно-технологической схемы морской перевозки ОЯТ. При анализе безопасности транспортирования ОЯТ неправильно исключать из рассмотрения случаи нарушения нормативных требований при перевозке ОЯТ транспортных энергетических установок. Точно так же, как неоправданно не учитывать при рассмотрении стадии переработки ОЯТ радиационную аварию в радиохимическом производстве Сибирского химического комбината в 1993 г.

При анализе экономической эффективности приема зарубежного ОЯТ, некорректно рассчитана себестоимость услуг российских организаций, поскольку не учтены расходы на приведение завода РТ-1 в соответствие с установленными законодательными нормативными требованиями, амортизационные отчисления, обязательные налоги и сборы, необоснованно выбрана цена переработки одного килограмма т.м.(тяжелого металла - Прим. авт.)

Ю.Г. Вишневский

Комментарий авторов

В письме начальника Госатомнадзора дана реальная картина технологической и экономической возможности ввоза зарубежного ОЯТ. Это подтверждается документами Минатома о необходимости проведения дополнительных научно-исследовательских работ в этом направлении (см. табл. 5, с. 24).

Перейти на страницу: 1 2 


Другое по экологии

Атмосфера - проблемы загрязнения
Вмешательство человека в природу известно издавна. В процессе эволюции человечество все больше и больше приспосабливало окружающий мир под себя, не задумываясь о возможных проблемах в будущем. Регулярно вырубаются леса, повышается расход невозобновимых видов сырья, все больше па ...